суббота, 26 сентября 2015 г.

Книга "Удивительный гопал: История холма Говардхана"

У нас были иллюстрации (с просторов интернета) книжки Miraculous Gopal, а матаджи Лилия Витюгова подсказала, где взять перевод на русский язык. Читаем вместе с детьми в преддверии праздника Шри Говардхана Пуджи! Если же вам нужны просто картинки (может быть, вы захотите сделать небольшую презентацию малышу и рассказывать историю будете сами), тогда скачать их можете тут (NB: они идут в произвольном порядке).





О, Господь Вишну! Возношу Тебе свои молитвы. Придай словам моим силу, сладость нектара и аромат цветов! Я, старый йогин, Твой слуга, видящий Тебя во всем, воспою песнь, в которой рассказывается о Холме Говардхан в Далекой Индии и о великом подвиге, который совершил мальчик, по имени Гопал.


Он поднял этот холм и держал его как огромный зонт над маленьким городком Вриндаван. Так Он спас его от гнева Индры, который хотел утопить Вриндаван в потоках дождя, которые он пролил с небес.

Господь благословляет тех, кто рассказывает эту историю и очищает души тех кто ее слушает до конца.


Далеко-далеко в облаках находится дворец гордого Махараджа Индры. Его царство сверкает роскошью. А сам он, сидящий на своем троне, окруженный прекрасными девами, сияет ярче солнца.                 Индра - царь дождей, туч, облаков, грома и молнии. Без его благословения ничего не растет на земле. Когда он отправляется путешествовать по своему огромному царству, он запрягает в свою колесницу белых слонов.                                       Когда лучи восходящего солнца блестят над дворцом, жилище Индры озаряется их отблесками на волосах небесных дев, которые расчесывают по утрам свои роскошные золотые локоны. Закат раскрашивает дворец в золото и пурпур.  Но что-то нет на небе ни облачка, нет ни дуновения ветерка. Все сохнет и слабеет. Когда же пойдет дождь?


Как золотое украшение на зеленой одежде, расшитой цветами, стоит на берегу Ямуны маленький город Вриндаван. Там жил маленький мальчик по имени Гопал. Его также называли Шьямом из-за ярко-синего цвета кожи. Он пас коров и больше всего Он любил играть с телятами.

Когда с утра Солнце выезжало на небо в своей золотой колеснице, и, высушив росу, будило новый день, Гопал и Его брат Баларама выходили на луг вместе с коровами.

Он и Его друзья жили вместе с пастухами, но вы скоро узнаете, что Его ждала великая судьба! 


 Его великого отца звали Махараджа Нанда. Он был вождем пастухов. Он приносил жертвы великому Индра-деву, господину гроз и дождей, чье небесное могущество неизмеримо.                        Не видя дождя уже много дней, пастухи вознесли мольбы этому милостивому Повелителю: "О, Господь Индра! Пошли тучи утолить нашу жажду! Наши коровы, измученные жаждой с нетерпением ждут дождя! Из-за засухи вместо травы выросли колючки, сухой песок засыпал русло реки. Нет корма нашим коровам, и мы не можем вырастить рис, чтобы прокормить себя!"   И пока они молились о воде и совершали обряд жертвоприношения, подошел Гопал и увидел огонь алтаря.
"Что это за костер? Что это вы готовите?" - спросил Гопал увидев жертвоприношение пастухов. "Зачем вы кладете в огонь цветы? Кому вы жертвуете плоды нашей земли?"  

Нанда, Его отец отвечал Ему так: "Так было установлено в незапамятные времена, что эта земля Вриндавана, изобильная сочной травой, отдана коровам. Наша древняя традиция велит нам приносить жертвы Индре и возносить ему молитвы о воде! Ведь без воды прекратится жизнь, и на ее место придут смерть и упадок!"    
Мальчик внимательно слушал все, что Его отец говорил о жертвоприношении.





"Так значит, пастухи, вы трепещете перед Индрой?," - удивился мальчик, - "перед небесным повелителем? Я дам вам совет!". В Его словах звучали сила и достоинство.  
"Пастухи!" - сказал Он, - "Долго ли мы будем зависеть от милости Индры, думать хорошее или плохое у него настроение, бояться его мести? Взгляните на этот холм, возвышающийся над Вриндаваном! Разве есть туча, которая могла бы его разрушить? Давайте лучше поклонимся Холму Говардхан! Индра думает, что он властелин неба и земли. Переполненный гневом он потеряет голову. Нет глупее ослепленного гордыней!                        
Забудьте злобного Индру! Предложите ваши молитвы и подношения Говардхану. Почтим всемогущего Вишну в этом холме!"





Выслушав Гопала, пастухи принесли Ему все, что он велел - все что произвела та благословенная земля за год. Они собрали все это с радостью, желая удовлетворить Гопала.

Все то, что пастухи собирались предложить Индре, они свезли на повозках к подножию Говардхана. Они забыли свои заботы и печаль их развеялась, потому что слова Гопала очаровали их. Огромные повозки были запряжены быками, за ними шли их хозяева, беззаботно распевая песни. Позади каравана вприпрыжку носились телята и смеясь бегали дети с цветами в руках. 

Жители Вриндавана устроили торжественную процессию к Говардхану. Другие в это время готовили еду, чтобы предложить Холму.


Они готовили изысканные блюда и напитки, украсили всех коров цветочными гирляндами. Воздух был наполнен запахом горящих сандаловых благовоний. Гопал украсил телят, затем Он Сам возглавил проведение ритуала.

 

Он дал задания всем мальчикам и девочкам. Они выполняли их старательно, чтобы удовлетворить своего любимого друга.

 

Жена Нанды, Яшода, чьи глаза были подобны глазам лани, улыбалась, глядя на своего сына: "Какой Он добрый и храбрый, этот Гопал! Я вижу Великого Господа в форме маленького мальчика. Но кем бы Ты ни был, Гопал, позволь мне любить тебя как мать!"







Индра заметил что внизу что-то происходит. Он был очень оскорблен и взорвался от гнева. "В недобрый час люди послушали Гопала. На моей стороне сила, а Он смеет перечить мне! Они скоро узнают цену своей измены. Я пошлю Царя-Тучу преподать им урок! Я здесь господин с древних времен, разве я позволю ребенку унижать меня? 


Царь Самвартака, повелитель облаков! Я приказываю тебе напасть на Вриндаван. С тобой отравится армия грозовых туч. Пусть невиданный ливень смоет этот городок с лица земли!" 

Вриндавану угрожала большая опасность. Среди дня вдруг стало темнее чем ночью.








 Царь Самвартака трепеща склонился перед Индрой. "Я не могу ослушаться твоего приказа, о мой повелитель! Но мне жаль разрушать дома жителей земли только лишь за то что им не удалось вымолить твое благословение."

Индра перебил его: "Гопал выказал неуважение к небесному правителю. Поэтому я покараю Его так как посчитаю нужным! Пастухи слишком серьезно приняли Его игры! Идите, о яростные повелители грозовых туч! Я не позволю ребенку шутить со мной! Покройте все небо облаками, похороните в них солнце. Пусть камня на камне не останется во Вриндаване!"





"Что это вдруг ты стал таким милосердным?" - недоумевал Индра. "Оставь свои колебания и иди, выполняй свою работу! С тобой отправятся страшные грозы и бурию. Вместе вы зададите Вриндавану хорошую трепку!"

Буря раскачивает деревья. Сломанные ветви с треском падают на землю. Стало темно как ночью. Грозные тучи оседлали ветры словно коней. Молнии вьются в небе словно змеи.

Это Самвартака отправился в поход на Вриндаван, а с ним его друзья и родственники. Он докажет Индре, что он верный слуга, пусть даже ему и не очень нравится приказ его повелителя. Словно стая кровожадных хищников они обрушились на землю. 

Так гнев Индры обрушился на деревню Гопала, на жилища пастухов.

Тучи, словно стая серых волков, окружили красное солнце. Небо словно засыпало серым пеплом. Грозы и ливни прогнали прочь тишину. Река разлилась и затопила долину.


Теперь здесь воет ветер, сверкают молнии. Небо рокочет так, что земля холодеет от ужаса. Где бы не пытались скрыться люди, всюду льется вода.
Река затопила маленький городок, его улицы и площади. Рушатся стены домов. Ничто не может противостоять гневу Индры.


Дети и взрослые, бегут от катастрофы, оставив свои дома на произвол судьбы.




"Уже давно прошел сезон дождей. Значит на нашу землю обрушилось проклятие Индры. В это время года не может быть таких ливней. Это Индра поливает нас дождем своего гнева. Мы не молились о его милости и вот сегодня мы дождались его гнева. О, Гопал мы просим у Тебя убежища, Вриндаван нуждается в тебе." 


Гопал задумался:

"Как мог ты так разгневаться, Индра? Зачем наслал ты потоп на этих невинных пастухов? Или ты возомнил себя Господом Вселенной, если ты так гневаешься когда кто-то недостаточно почтителен к тебе? Я спасу жителей Вриндавана. Нужно действовать. Нет времени на пустые рассуждения!"





В одно мгновение Гопал схватил огромный холм Говардхан, вырвал его из земли, словно гриб, и легко поднял над головой. Его мизинец без усилия удерживал холм словно огромный зонт. Увидев это чудо все пастухи разинули рты от удивления.
"Отец мой, мои братья, жители Вриндавана! Ваш сын поднял зонт над вами. Он не выпадет из моих рук. Идите же и укройтесь под ним от дождя! Скоро вы согреетесь и обсохнете. Не волнуйтесь, для меня не составляет труда поднимать горы! Никто не должен страдать от холода, здесь есть место для всех!"
Жители Вриндавана полностью доверились Ему, с Ним у них всегда было убежище, и они не могли желать ничего другого.




Ни люди ни животные не дрожат более от холода. Они обсуждают увиденное чудо, укрывшись по горой. Скоро высохли золотистые шкуры телят, и сколько бы не завывали ветры, они уже не были страшны жителям Вриндавана.
Так шли дни. Кругом бесновались бури, но добрые пастухи были в безопасности. Семь дней удерживал Гопал над ними гору, словно легкий камушек.
Напрасно гремели грозы, напрасно посыпали тучи гору тяжелым ледяным градом - из под Говардхана не смолкала беззаботная песня: "О, чудесный Гопал, мы любим Тебя!"
Наконец, тучи выбились из сил. Они отчаялись победить жителей Вриндавана. И вот уже на небе стало проглядывать солнце. 



Индра, увидев это чудо, замер от удивления:


"Это дожно быть сном, то, что я вижу.. Кто Ты такой, Ты, мальчик, которого не смогло погубить мое проклятие? Я послал самые сильные и страшные бури и грозы, чтобы уничтожить эту землю. Я послал суровое наказание на головы этих пастухов. Никто не может противиться мне в этом мире. Кто же это из высших существ творит здесь чудеса? Такая огромная гора на мизинце маленького мальчика!"



Индра сосредоточился на причине своего гнева.

"Могут ли эти пастухи быть неправы, если такие силы охраняют их? Неужели моя злоба положит конец моему царству?" 

Тем временем тучи исчезли и засияло солнце. Небо прояснилось. Снова воцарились мир и любовь на земле. 




Индра сказал:

"Я хотел быть повелителем людей и животных. Но вместо того, чтобы заботиться о них, я низверг на землю яростные потоки моего гнева. Если бы не Гопал, они бы все погибли! Все эти тучи черны как мои помыслы, исполненные злобы, и эта злоба разразилась бурей. - Успокойтесь ветры! Я раскаялся в своих деяниях и хочу исправить свои ошибки! Свети, солнце! Пусть никто не чувствует холода! Пусть зеленеют луга, пусть цветут миллионы цветов! Я хочу чтобы в этом месте снова был мир!" 

Когда Гопал увидел, что буря утихла, он поставил холм Говардхан на место. 




С ярких небес, посреди радуг, раздалось сладкозвучное пение, прославляющее великое деяние Кришны Гопала. Посыпались цветы на этого мальчика и их лепестки остались в его волосах цвета воронова крыла.
Цветы с деревьев роняли наземь капли меда. Опьяненные пчелы упились нектаром. Телята радостно скакали вокруг. В небе парили птицы. В лугах росли целебные травы.

Синие павлины танцевали радостно распевая. На реках и озерах поселились лебеди. Трубили слоны, поливая водой своих жен. Все создания в мире прославляли Шьяма. 
Радостные люди передавали Гопала из рук в руки, и, наконец Его мать обняла Его.



"О мой прекрасный Кришна Гопал, мой возлюбленный сын, увидев твой великий подвиг, я почувствовала себя странно. Ведь я всего лишь смертная женщина, а Ты позволяешь мне держать Себя на руках! 
Но кто Ты, сын мой и наш покровитель? Я счастливее любой матери на свете! Даже если Ты - Бог, о мой прекрасный любимый сын, позволь мне любить тебя как любит мать!"

Так говорила Яшода, мать Гопала, и ее речь тронула сердца девочек. Словно жемчужины, по их щекам покатились слезы. Их было столько что ими наполнились кувшины!
Мальчик нежно обнял свою мать, и счастье Яшоды было бесконечным.

Величественный Индра, который недавно кипел, переполненный гневом, научился быть смиренным и признал свои ошибки. Спустивсь с небес, он подошел к мальчику, опустился перед ним на колени и поклонился Ему. 

"О, Господь!" сказал он, "тот, кто стоит сейчас на коленях перед тобой, уже не гордый господин и могучий царь. Я лишь слуга Твой, который надеется получить Твое прощение. Если я заслужу Твою милость, мне ничего более не нужно!"

Великодушный Гопал отвечал ему так:
"Индра, Мой дорогой слуга, теперь ты видишь свои ошибки, ты видишь, что ничто в этом мире не стоит того, чтобы к этому стремиться. Чтобы показать тебе это Я явился в облике маленького мальчика, только чтобы спасти твое сердце от недостойных страстей! Я вижу ты уже не воспринимаешь Меня как ребенка. Твое сердце очистилось, дай же Я обниму тебя!" 



Моя история здесь заканчивается, но нет конца чудесам Гопала. Я слышал эту историю от своего учителя, и он велел мне рассказывать ее всюду, чтобы души слушателей очистились.

Время идет. Прошли тысячи лет. Пали гордые королевства и могучие империи. Но бессмертно и чисто деяние того мальчика, ибо Он воистину Бог, превыше всех богов:

Кришна, всепривлекающий!

2 комментария: