вторник, 7 июля 2015 г.

Дроначарья и урок меткости


Однажды Дроначарья пришел в Хастинапур, и увидел , что Кауравы и Пандавы играли вместе. Они играли в мяч. Он встал в стороне и смотрел. Мяч упал в колодец. Мальчики подбежали к колодцу, они не знали , как достать этот мяч. Тогда Дрона подошел и сказал: «Ребята, похоже, вы не умеете пользоваться луком и стрелами». Они посмотрели на него. Юдхиштхира сказал: «Как ты смеешь так говорить? Крипачарья, великий воин, учит нас военному искусству. И при чем тут военное искусство? У нас мяч в колодец упал. Ты понимаешь, о чем говоришь?»

Тогда Дрона снял перстень и бросил в колодец. Они стали смотреть и думать: "Мало того, что туда мяч упал, он еще перстень бросил в колодец". Но не успел перстень упасть в колодец, как Дрона достал лук и стрелы, пустил одну стрелу, она прошла через кольцо и проткнула мяч. Он стал выпускать стрелы одну в другую - они попадали в оперение предыдущей стрелы. Так он достал мяч.
Когда Пандавы увидели это, то они стали спрашивать: «Кто ты такой?» – «Вы не спрашиваете, кто я такой. Пойдите к Бхишме и скажите, что случилось». Когда Бхишма услышал о случившемся, он сразу все понял и немедленно предложил Дроне стать военным гуру царевичей и обучать их секретам боевых искусств. После этого Дрона основал около Хастинапура военную гурукулу, в которую приходили обучатся принцы-кшатрии из многих царств. Эта гурукула, располагавшаяся на месте современного города Гургаон, получила название Гуруграм («деревня гуру»).


Эта игра придумалась совсем второпях, а с таким успехом пошла у сына - что просто меня в очередной раз удивило - как мало нужно детям для счастья - несколько коктейльных трубочек и кусок пластилина. Причем он так долго и так увлеченно давно уже не играл. И потом целый день мы то и дело возвращались к игре, и больше десятка раз я рассказывала историю о Дроначарье, о том, как он стал учителем Арджуны и его братьев. Почему акцент на Арджуне? Просто мы два дня назад обстреливали сосны шишками, учились попадать точно в цель, и я рассказывала о том, что такое меткость, о том, как Арджуна ночами даже практиковался, чтобы стать самым метким лучником. На этой благодатной почве интерес ребенка к новой игре, да еще и со стрелами, разгорелся не на шутку. 
Все предельно просто. Соломинки для коктейля, бумага для оперения стрел, клей, ножницы, импровизированные колодец и мяч.
Оперение для стрелы склеивается из двух одинаковых прямоугольников с отсеченными углами. Просто вкладываем внутрь (между промазанных клеем бумажных заготовок) соломинку, а затем вырезаем ненужную треугольную часть и делаем надрезы по всему периметру пера.
Чтобы стрела легко входила одна в другую необходимо сузить наконечник. Я просто отрезала кончик соломинки под углом (чем длиннее наконечник получится, тем лучше).

Очень важно в игре с ребенком, это мой личный опыт, начать ее в подходящий момент, когда она будет встречена на ура. Иначе бывают случаи, когда малыш просто говорит, что хочет заняться чем-то другим - это значит, что мама подошла скорее всего в тот момент, когда ребенок уже был увлечен какой-то идеей. И важно как начать. Я ориентируюсь на своего ребенка - он обожает истории, поэтому я всегда стараюсь увлечь его какой-то историей, и потом прожить ее в игре.
Сегодня получилось как раз так. Я просто стала рассказывать о Пандавах и о том, как они встретили своего учителя, который и научил их военному искусству. О том, как они играли в мяч, тот упал в колодец, и тут (подключаем весь свой артистизм))) появился Дрона. Как он достал свой лук и стрелы и искусно справился с трудной задачей. При этом я уже достала стрелы и показала их Даяраму.
Дальше дело осталось за малым - "Хочешь посмотреть, как Дроначарья мяч достал?" Горящие глаза и полная погруженность в лилу обеспечена)).
Скорее несу колодец, мяч (у нас пластилиновый) и начинаю спектакль.
Как только я закончила, конечно же, ребенок хочет попробовать сам. В этом секрет. Обязательно нужно начать вместе, причем самой быть вовлеченной максимально - тогда ваш интерес заразит и малыша.
Ведь все знают о зоне ближайшего развития ребенка? В двух словах если, то это значит - завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня делал вместе с мамой. Именно вместе. Все, что ребенок делает вместе с мамой - это потенциал развития на ближайшее будущее. Это касается и игр. 
Но не забывайте, что в игре вы абсолютно равны! Руководящие указания тут совсем неуместны, они ведут лишь к тому, что гасят интерес ребенка к игре, и малыш начинает сопротивляться.

Я сегодня очень наглядно это наблюдала. Как ребенок сам уселся и стал возится с этими стрелами, вонзать их одна в другую, причем проговаривая текст Дроначарьи, обращенный к Пандавам, как потом он требовал позвонить папе и сказать ему о том, что пришел великий ачарья и надо просить его стать учителем. И если еще не так давно мы играли преимущественно вместе, то теперь начался тот период, когда ребенок активно может играть сам в самые разнообразные ролевые и сюжетные игры. Как мне видится - в чем заключается сейчас моя задача - это постоянный приток новых историй для более разнообразных игр и погружения в Кришна катху. Именно катха питает воображение ребенка. Если ребенок совсем не знает историй о Господе, причем интересных, понятных ему - почему мы ждем, что он увлеченно будет играть в игры, похожие на игры пастушков, например? Нужно сначала вызвать интерес - найти тот сюжет, который увлечет вашего ребенка и начать с него. А это требует от родителя определенной квалификации - нужно больше слушать лекций и читать. Понимаете, да?)) Наши дети помогают в первую очередь нам самим больше узнать о Господе, самим стать зрелыми преданными, чтоб обучать примером.
Мы сегодня много говорили о важности ачарьи, о важности обучения примером, о том, что в любом деле нужен учитель, который может передать свой опыт и вдохновить на что-то. О том, что без Дроначарьи Арджуна бы мог и не стать таким великим лучником. О том, что в любом деле нужен учитель. О Прабхупаде, о нашем Духовном Учителе. 
На самом же деле игра несет в себе столько блага. Это и бесконечный поток Кришна-катхи, так как игры можно придумывать бесконечно, погружаясь в разные лилы Господа. Это и совместное качественное время с мамой. Это и возможность чему-то научиться для ребенка, возможность поговорить о важных вещах, установить теплые близкие отношения с ребенком...
Я очень надеюсь на то, что маленькие вайшнавы, которые растут в семьях преданных, будут иметь огромный вкус к играм, связанным с Кришной, становясь ближе к Нему с каждым днем. Чем больше мы играем и рассказываем о Кришне - тем чаще сами вспоминаем о Нем и помогаем малышам никогда о Нем не забывать. Не упускайте время, пожалуйста, рассказывайте малышам о Боге чаще - лепите, рисуйте, пусть Он будет героем их игр, а не сплошные бесконечные машины, очередная модная кукла, дорогущий конструктор или что-то еще. 
Это очень сближает. Пусть каждый вечер перед сном или в какой-то другой момент удобный вам - вы будете рассказывать малышу о Кришне. Даже минутку если. Каждый день. Ведь не сложно?)) А постепенно вам захочется поиграть в ту же железную дорогу, но усадив на вокзале пластилиновую группу киртана, или играя в город, с множеством дорог и машин - на одной из улиц организовать харинаму из игрушек. Идеи полетят одна за другой - Кришна обязательно поможет и начнет проявляться самым удивительным образом. Ведь дети - это самое важное наше служение. Организуйте свое время так, чтобы обязательно рассказывать малышам о Боге...

2 комментария: