пятница, 4 сентября 2015 г.

Бумажный Вриндаван


Этот бумажный Вриндаван я готовила сыну на Джанмаштами, чтобы "оживить" некоторые любимые истории. Невероятно красивые, с шикарной детализацией иллюстрации матаджи Амрита Гаури уже больше года ждали воплощения этого небольшого бумажного театра. К ним я добавила деревья в модном нынче стиле дудлов (doodle) и пару беседок из нашего лайтбокса. Получилась целая команда персонажей, с которыми можно фантазировать днями напролет.

К тому же, этот Вриндаван можно создать практически из "ничего" - нужна только бумага, принтер и ножницы. Причем, практически у всех есть возможность распечатать несколько листов если не в копицентре (мне все обошлось в 40 рублей), так у мужа/мамы/подруги на работе. У нас самая простая тонкая бумага. За счет того, что она согнута пополам, фигурки отлично стоят. Я тот еще мастер фотошопа, поэтому смогла сделать просто картинки на листах, а линии, по которым вырезать - это уже будет ваша творческая часть. Я делала так, как показано ниже. Разрезала на полосы, сгибала и скругляла углы. Можно фигурки поставить на бумажные подпорки, но они будут все время слетать, если фигурки начнут перемещаться ребенком по столу, поэтому данный вид крепления - идеален своей простотой и практичностью.
Если малыш еще мал, и будет слишком сильно сминать фигурки, попробуйте раскрасить их и прикрепить на деревянные шпажки - получится домашний театр. Они настолько красивые, что за эстетическое развитие крохи можете теперь не переживать. Я давно медитировала на бумажные постановки дома, но компьютерные индийские Кришны и Баларамы вообще не впечатляли нас. Вспоминаю себя, как в детстве - мне было лет 6, я брала у мамы Шримад Бхагаватам с полки, пока она была на работе, и сидела часами рассматривала картинки. Они просто потрясали воображение! Совершенно другая реальность, настолько притягательная и красивая, что оторваться было невозможно. И мне не хочется подменять эти образы ребенку. Не хочется, чтоб он видел Кришну как какую-то ужасную карикатуру. А Амрита Гаури настоящий художник, тонко чувствующий и умеющий передать важные нюансы. И хотя я выбрала в основном самые простые арты, которые максимально подошли к малышовому кукольному театру, они милы своей простотой, и в то же время в них есть, что порассматривать, подмечая, например, как шмели вьются вокруг Кришны и Баларамы.
С теми персонажами, что я выбрала из огромного количества прекрасных работ Амрита Гаури, вполне можно разыгрывать разные сценки из жизни бриджабаси. Вот, например, Радхарани ласкает любимую лань Рангини, а рядом стоит ее супруг - любимый олень Кришны Суранга. Близкая подруга Радхики - тут уж выбирайте сами, кем ей быть, у нас Лалита - плетет чудесную гирлянду из лотосов, рядом о чем-то воркуют попугаи Шримати Радхарани - Сукшмадхи и Шубха. Да, попугаи - единственная фигурка, которую я согнула не вверху картинки, а сбоку как книжку, так как она очень вытянута в длину, но при этом узкая.
К слову сказать, любимые попугаи Кришны - Дакша и Вичакшина, любимый павлин - Тандавика, коровы - Мангала, Пингала, Ганга, Писанга, Маникаштани, Хамси и Вамшиприя. Конечно, есть еще и другие животные - обезьяны, телята, у Радхики есть любимый лебедь и даже слон - Мадхури. Вы можете добавить их со временем в ваш бумажный город Кришны. 
Еще совсем забыла, что хотела поверх беседки прорисовать какие-то линии, придающие ей рельеф, так как взяла ее из лайтбокса, а там были только силуэты. Дорисую. И вы тоже оживите ее на свой вкус.
Большое дерево у нас распечатано тоже на бумаге А4, просто я загнула верхний край листа и к нему приклеила еще один лист, а в центре даже картонную полосу наклеила для устойчивости. Это дерево можно распечатать таким же большим, а можно как другие - на половину листа, оба варианта загрузила на гугл диск.
Еще я взяла несколько утонченных, более изящных образов у Амрита Гаури, где Кришна и гопи выглядят уже несколько постарше. Не могу налюбоваться сама на этого удивительного Говинду с невероятно прекрасными кудрями и, конечно, на милейшего теленочка, идущего рядом с Ним! Здесь есть и Радхарани с подружками, несущими горшки, наполненные гхи и йогуртом. У нас это была Санкхари-кор лила. Ниже расскажу о ней.

А это Вринда деви, хозяйка Вриндавана, которая является главным организатором встреч и трансцендентных игр гопи и Кришны. Она шепчет своему желтому попугаю Дакше о том, какое послание нужно разнести по всему Вриндавану, какая лила будет происходить и какая роль будет у каждого растения и животного.  Вринда деви служит Радхе, принося Кришне от Неё любовные письма и други подарки, которые Она Сама делает, такие как цветочные серьги и гирлянды. Она предоставляет качели, музыкальные инструменты, водяные шприцы и краску для разбрызгивания, одежду, украшения, большое разнообразие изысканных блюд и напитков.
Вместе со своими служанками украшая беседки и рощи Вриндаваны множеством благоухающих цветов, Вринда деви с великой любовью создаёт праздничную атмосферу, чтобы Радхарани и Кришна вместе со своими близкими друзьями и подругами могли погрузиться в трансцендентные лилы.
Итак, на десерт сладчайшая как мед удивительная история, пересказанная Его Святейшеством Шрилой Бхакти Вигьяной Госвами Махараджем на одной из парикрам по Вриндавану. 
Санкари-кор – это узкий проход, где Кришна взимает налоги со Своих преданных. Иногда для того, чтобы увидеть Его, нужно заплатить какую-то цену. Когда Кришна приходит сюда из Нандаграма с ватагой Своих друзей и прячется здесь в кустах, подруга Радхики бежит к Ней и кричит: «Радха, Он уже пришел». Тогда Радха падает на колени перед Своей матерью Киртидой и перед Махараджем Вришабхану и говорит: «Там брахманы совершают великую ягью. Мы должны принести им немного масла и йогурта. Позвольте нам пойти, чтобы принести брахманам масло и йогурт». Сердце Киртиды тает, она думает: «Какая благочестивая у меня дочь, Она любит брахманов». Она не знает кого Она любит на самом деле))

Они выстраиваются чередой, чтобы пройти либо там, поверху, либо тут, понизу, и откуда ни возьмись Кришна выскакивает и начинает кричать: «Эй, сколько можно ходить, не платя налога?» Лалита выскакивает вперед и говорит: «Ты кто такой, чтобы собирать налоги?» «Как кто такой? Я – особый сборщик налогов, которого послал сюда Кандарпа, бог любви. Махараджа Кандарпа правит здесь, в этом лесу и Я собираю налоги от его имени. Ну-ка, платите сейчас же налоги». Они начинают кричать: «Кто такой твой Кандарпа? Стоит нашей хозяйке повести бровями и твой Кандарпа упадет в обморок. Она здесь правит, Она должна собирать с Тебя налоги, это мы должны спрашивать налог у Тебя!»
Кришна, так как Ему надоедают переговоры, Он начинает силой брать то, что Ему нужно. Он поднимает и бросает камень и разбивает горшок с йогуртом и свежесбитым маслом, и йогурт начинает течь по лицу гопи, а Кришна начинает брать масло и лизать его, потому что оно коснулось лица гопи.
Но однажды – и это была последняя лила, которую совершили здесь, на Санкари-кор – Радхика и Ее подруги решили отомстить Кришне. Подруги пришли к Радхике и стали жаловаться Ей, стали говорить Ей: «Сколько можно терпеть это? Этот наглец постоянно пытается собрать с нас налоги, хотя у Него нет никакого права, они унижают нас, они дергают нас за сари, они дергают наши косы! Надо им отомстить!»
Тогда Радха собрала всех Своих подруг, а подруг у Нее много. Они все попрятались тут. Тут множество кустов, каких-то хижин, камней. Они спрятались за этими камнями и хижинами, и когда Кришна пришел, чтобы как всегда собирать налог с ватагой Своих друзей, Лалита, которая стояла «на атасе», свистнула. Когда она свистнула, откуда ни возьмись тысячи гопи выбежали из-под каждого куста, из-под каждого листа, из-под каждого камня. Они схватили, окружили всех этих пастухов.
Они схватили каждого из друзей, и на каждого из них оказалось по сотни гопи. Они стали бить их по щекам так, что щеки их распухли и стали красными. Они стали дергать их за шикхи, стали дергать их за дхоти и смеяться над ними. Мадху Мангал стал кричать: «Это оскорбление брахманов! Вы знаете что бывает, если вы оскорбите брахманов?» Гопи смеялись только еще больше. В этот момент у него выпало драгоценное ожерелье, которое подарили ему во время Сурья-пуджи. Радхика подарила ему это ожерелье. Гопи закричали: «Вор! Вор! Брахман называется!» А он закричал: «Это моя дакшина! Я брахман, мне дали это как дакшину
Ожерелье стали передавать друг другу. В конце концов Мадху Мангал сдался, он сказал: «Отныне я обещаю никогда больше с этим коварным Шьямом я возиться не буду». В конце концов дошла очередь до Кришны. Сама Радха пришла к Нему и стала бить Его. Она била его по щекам и дергала за шикху, а Лалита пинала Его ногами. Кришна просил прощения, Он говорил: «Я больше не буду! Никогда! Ни за что!» Но на этом Его мучения не закончились. Радхика сказала Своим подругам: «Оденьте Его в женские одежды, чтобы Он почувствовал каково было нам, когда Он издевался над нами».
Шьяма связали по рукам и ногам, Его нарядили в сари и поставили Ему на голову горшок с йогуртом. Радхика подмигнула Лалите. Лалита забралась на гору, в ее правой руке была камень и она стала метиться прямо в горшок, который стоял на голове Шьяма. Шьям зажмурил глаза – все знают, что женщины не могут метко метать камни. Что будет, если она промахнется? Пххххх! Горшок разбился, и йогурт потек по бедному Шьяму. Отсюда пошла церемония абхишеки, в память об этом событии, когда йогурт и масло стали течь по Шьяму. Гопи стали смеяться над Шьямом, показывать на Него пальцами. Даже все Его друзья стали хохотать, когда увидели Его с потеками йогурта.
В довершение ко всему, гопи сказали: «Берись за уши!» Гопи заставили Шьяма взяться за уши и сказали: «Повторяй за нами: Я никогда больше не буду собирать налоги с гопи. Клянусь. Жизнью. Своей любимой». Харе Кришна. Гаура-према-нандеее! Харибол!

Скачать все изображения для бумажного Вриндавана вы можете здесь

2 комментария: